Семья, пораженная роком...

( газета «Зеркало недели”, Елена Раскина, 22.09.2001 )

"Стою на перекрестке двух дорогКем не владеет Бог, владеет рок", - писала Зинаида Гиппиус. В знаменитой пьесе М.Горького семьей Железновых-Храповых владеет именно рок, и поэтому тема гибели пораженного роком дома неоднократно главенствовала в театральных интерпретациях "Вассы Железновой".

Так произошло и на этот раз - в даховском варианте "Вассы" (режиссура В.Оглоблина).

Собственно говоря, в постановке Центра современного искусства "Дах" акцент сделали на падении преследуемого роком семейства и на комичном и в то же время зловещем купеческом мире, некогда блистательно изображенном Островским.

Так, Людмила Плетенецкая (Васса Железнова) играла суровую купчиху с характерными интонациями и жестами и тяжелой, семипудовой речью - правда, обиженную судьбой, но готовую этой судьбе противодействовать. А вокруг нее, как цыплята возле курицы, копошились все остальные: распутный братец Прохор (несомненная актерская удача Александра Прищепы), преступный муж Сергей (Артем Алексин), дочери Наталья и Людмила - Анна Кузина и Анна Рыбак - и прочие чада и домочадцы. Дом Железновых-Храповых, в отличие от дома Ашеров из рассказа Эдгара По, падал медленно, но падение его было не менее страшным. Первый вариант "Вассы Железновой" был назван Горьким "Мать", и в даховской постановке именно мать, Васса, скрепляла собой готовый разрушиться дом. И ее смерть неминуемо влекла за собой катастрофу."Васса Железнова" поставлена В.Оглоблиным в традициях старого доброго психологического театра. И именно это придает спектаклю некую добротность, внушительность - он, в отличие от многих хилых авангардных постановок, кажется сработанным на славу - без дыр и прорех. Тщательно отработаны купеческие интонации Вассы, вплоть до фонетической огласовки ее речи и мельчайших деталей поведения - устами героини должен говорить мир "миллионщиков", предпринимателей, хозяев. Правда, убедительности образа несколько мешает молодость актрисы и ее слишком мягкие для купчихи Железновой черты лица, но в "Дахе" почти все актеры молодые, и им часто приходится играть людей зрелого возраста, если не стариков. Конечно, иногда это выглядит несколько странно, и зрителям приходится терпеть некоторые неудобства, но в молодом - по составу труппы - театре к этому приходится привыкать.Даховская постановка.держалась на двух китах - Вассе (Людмиле Плетенецкой) и Прохоре (Александре Прищепе). Революционерка Рашель (Елена Кушнырева), которая должна была идеологически противостоять Вассе, выглядела слишком мягкой и трогательной для такого соперничества. Конечно, сейчас мы не можем без улыбки воспринимать пламенные тирады этой героини о рабочем классе и революции, но в интерпретации Елены Кушныревой из образа Рашели исчезла вся та жесткость и фанатичность, которая должна была в нем присутствовать. В результате зрители увидели не радикально настроенную сеятельницу смуты, а нежную тургеневскую барышню, произносящую совсем к ней не идущие речи. Жесткой и резкой была Наталья (Анна Кузина), и она гораздо больше годилась в революционерки, чем Рашель.Александр Прищепа (Прохор) - один из ведущих актеров "Даха", и в этой постановке он, а не Рашель, противостоит сестре. В самом деле, бог Вассы - хозяйство, бог Прохора - вино. Но в целом Васса и Прохор - две стороны одной медали, только Васса олицетворяет купеческую домовитость, а Прохор - купеческое буйство. Собственно говоря, буйство, переросшее в преступление, и разрушает дом Железновых-Храповых, Новости Полтавы и Прохор-Прищепа в халате и с бокалом вина в руке выглядит большим разрушителем, чем идеолог разрушения - Рашель.В самом деле, время внесло в пьесу свои коррективы - ведь мир хозяев и предпринимателей, которых нам, в наше бесхозяйственное время, так не хватает, погиб не из-за подобных Рашель революционеров, вернее, не они стали первопричиной гибели. Этот мир разрушила его же изнанка - купеческий буйный нрав. Понятно, что после смерти Вассы Прохор - опекун над ее несовершеннолетними детьми - пустит все прахом, так что никакой революции не понадобится. А когда Рашель наконец пожнет посеянную смуту, ей достанутся лишь развалины опустошенного роком дома. Но, возвращаясь к строкам Гиппиус, этого бы не произошло, если бы герои выбрали себе другого хозяина. На нашем портале игр вы всегда сможете скачать игры через торрент на http://igro-torrent.ru/ совершенно бесплатно и без регистрации. Ведь если в хозяевах у тебя рок, а не провидение, ничего хорошего ждать не приходится."Вассой Железновой" "Дах" открыл новый театральный сезон. Одновременно было объявлено о наборе в бесплатную актерскую школу при центре. Сейчас художественный руководитель "Даха" Владислав Троицкий ждет своих новых питомцев. А мы ждем от них, как и от нынешних даховских актеров, достойных премьер.

Елена Раскина, 22.09.2001

Назад
Перехiд