Каждый умирает в одиночку

( Экономические известия, Ирина Мелешкина, 18.03.2008 )

 

Каждый умирает в одиночку

Статистика констатирует тревожный и прискорбный факт — в Украине значительно увеличилось число самоубийств, особенно среди молодежи. Еще не забылся трагический февральский случай в столичном метро (к сожалению, очередной), когда 22-летняя девушка, спрыгнув на рельсы, на коленях стояла спиной к приближающемуся поезду. Что заставило ее так поступить? О чем думала она в свои последние секунды?

В повседневной жизни человек старается не думать об этом, вынося их за скобки сознания,— из здорового чувства самосохранения. Но придя на спектакль Центра современного искусства «ДАХ» «Психоз 4.48» по пьесе Сары Кейн, поневоле оказываешься лицом к лицу с проблемой добровольного ухода из жизни совсем юного человека. Дело в том, что главная героиня спектакля, названная просто и обобщающее — Она (Анна Никитина),— самоубийца. Она убеждена, что 4 часа 48 минут утра — точное время ее ухода. Вся полуторачасовая постановка представляет собой монолог героини перед этим непоправимым шагом, подготовку к нему, своего рода обоснование его неизбежности…

Режиссер и сценограф спектакля Владислав Троицкий в постановке вновь обращается к форме психоделического сеанса — трипа, во время которого физического действия практически не происходит. В небольшой клетушке, похожей и на кресло психотерапевта, и на исповедальню, сидит юная, нервная и погруженная в себя девушка. Одета Она в мешковатый комбинезон на голое тело, голова ее обрита. То, что произносит героиня, по-настоящему страшно. Избыток восклицательных знаков в ее интонации свидетельствует о приближении истерики, голос часто срывается. Говорит Она о том, что творится в ее голове,— сознание забилось под потолок ума, а пол кишит и шевелится, как десять тысяч тараканов. Всем знакомо выражение о тараканах в голове, однако в спектакле оно обретает особый смысл — наверняка страшно, когда эти мерзкие насекомые говорят с тобой и все до одного знают твое имя… Давно уже подсевшая на сильнодействующие психотропные средства, героиня и в них не находит облегчения, испытывая иррациональную ненависть к себе, к своему телу, к собственной никчемной жизни. Молодая актриса Анна Никитина психологически достоверно показывает момент, когда ее героине становится менее страшно перестать жить, нежели продолжить бесцельное и болезненное существование.

Но даже в таком состоянии Она все же просит о помощи. В спектакле «Психоз 4.48» присутствует еще один герой, врач — психиатр девушки (Дмитрий Костюминский). Именно ему героиня адресует свой монолог, полный боли, страха и отчаяния. Но доктору и со своими психологическими проблемами справиться невмоготу — у него присутствует очевидный комплекс вины (текст пьесы содержит прозрачный намек на недавний роман с героиней). Вероятно, отсюда его трусость, равнодушие и бездействие в отношении своей пациентки, хотя та на самом деле молит о помощи. Но ее героиня не получит — ведь jeder stirbt allein: каждый умирает в одиночку…
В финале Она выскальзывает из комбинезона, оставаясь абсолютно нагой. Зрителя это отнюдь не шокирует, так как девушка и так уже обнажилась насколько возможно — практически предстала перед зрителем без кожи и со вскрытой черепной коробкой. Темнота поглощает Ее, дольше всего со зрителем остается голос, просящий: «Следи за мной! Я исчезаю…». Это похоже на игру в прятки наоборот, то есть когда видишь весь процесс исчезновения человека, но потом найти его невозможно.

Автор: Ирина МЕЛЕШКИНА
«Экономические известия» 18.03.08

Ирина Мелешкина, 18.03.2008

Назад
Перехiд