"Декамерон" в украинском вертепе

( "Дело", Ильина Генсицкая, 03.10.2006 )

 

«Декамерон» в украинском вертепе

Черт, Философ, Смерть, Поп, Ангел, Холера и Чума открыли 12-й театральный сезон в «ДАХе».
На этот раз драматург Клим и режиссер Владислав Троицкий импровизировали на темы боккачевского «Декамерона». Спектакль назвали «Театр смеха и греха, Любовный вертеп или Украинский Декамерон». Перед его премьерой владелец частного театра «ДАХ» и его художественный руководитель Владислав Троицкий, успел поделиться с корреспондентом «ДЕЛА» отличной новостью — в январе театр едет на гастроли в Великобританию. В Лондоне будет сыграно 10 спектаклей по пьесам Уильяма Шекспира.

Как считает Троицкий, в данном случае сработал принцип «домино». Действительно, пожалуй ни у одного столичного театра нет такого богатого фестивального опыта, приобретенного в столь короткий срок. Этим летом, например, актеры «ДАХа» успели побывать на фестивалях в Украине, Венгрии и Польше. «Одно удачное выступление — и тебя приглашают в другие проекты, на другие фестивали, — считатет Троицкий. Прежде всего он выделят отношения с Венгрией. В прошлом году режиссер поставил в венгерском Береговском  театре  «Гамлета».  И этот спектакль вошел в десятку лучших постановок года. Правда, с сожалением замечает режиссер, сейчас его нет в репертуаре венгерского театра. Зато у Троицкого сложился своеобразный  цикл из шекспировских произведений: «Макбет», «Король Лир», «Ричард III» и «Гамлет». В середине сентября спектакли шекспировского цикла сыграли на фестивале «Золотая Хортица» в Запорожье. В январе их увидят в Лондоне.

Свой новый спектакль»Театр смеха и греха, Любовный вертеп или Украинский Декамерон» Владислав Троицкий поставил по пьесе Клима ( под таким именем больше известен театралам Владимир Клименко — один из самых востребованных сегодня  украинских драматургов). Недавно Владислав Троицкий поставил пьесу Клима в Одессе, в театре им. Василько, и вот теперь — в родном « ДАХе».
«Декамерон» Боккачо — чувственные истории, рассказанные десятью молодыми людьми, спасающимися от чумы в запертом доме — стал для Клима лишь идеей создания пьесы. Среди действующих персонажей спектакля — основные герои украинского вертепа. Здесь и Черт, и Философ, и Смерть, и Поп, и Ангел, и Холера, и Чума. В общем, все те, кто мирно сосуществовал в традиционном украинском рождественском действе. Но, в отличие от вертеповских актеров, изображающих схематичные кукольные характеры, актеры «ДАХа» используют малейшие нюансы и поводы для наиболее полного раскрытия создаваемых образов.
Казалось бы, благодатная почва, на которой могла бы взойти сорная трава пошлости, породила иную стилистику. Чувственно-юмористический взгляд на интимные отношения мужчины и женщины, а значит, и на себя, позволил авторам спектакля обойтись без низкопробного театрального языка. В «ДАХе», общаясь со зрителями на равных.

Кстати, с этой осени больше не будет бесплатного входа на спектакли театра «ДАХ». После спектакля «ДЕЛО»  поинтрересовалось у Владислав Троицкий, какой будет ценовая и репертуарная политика «ДАХа» и какие новые проекты ждут его поклонников в этом году?
Владислав, с отменой бесплатного входа не боитесь потерять часть публики?
– Максимальная цена билета 25 грн. У нас будет своеобразная градация — чем дальше от сцены, тем дешевле билет (в зрительном зале всего 5 рядов. — «ДЕЛО»). Самый дешевый будет стоить 10 грн. Потому зрителей потерять не боимся —  мне кажется, что десять гривен не принципиальные деньги. Правда, у нас останется цикл по Достоевскому, своеобразная отдушина, вход на который будет бесплатным.
Часть труппы составляют студенты, которые в этом году оканчивают театральный институт. Дипломне работы ребят ставите тоже вы?
– Я уже не преподаю в театральном. У нас с художественным руководителем курса возник конфликт: мне кажется, что любая работа в нашем театре может считаться дипломом у ребят. В Украине сложилась странная ситуация не только с театром, но и с театральной педагогикой. Как таковой ее практически нет. Что-то осталось в Рушковском, который ведет русский курс. Но, сейчас, мы фактически оторваны от реального театрального процесса России. Собственно, педагогика и образование может существовать только при наличии театрального мифа. Мы долго были «подсажены» на миф великого русского театра. Сегодня же мы его потеряли. А миф украинского музыкально-драматического театра потерян еще в начале века. Ведь сто лет назад в Украине театр был если не лучше, то не отставал от российского. Наш театр сегодня провинциален относительно и России, и Европы.
Есть ли у вас ощущение изолированности?
– Абсолютное ощущение.
С кем бы вы хотели поработать в «ДАХе»?
– С Климом мы работаем, Оглоблин, с которым мы долго сотрудничали, к сожалению, умер.
А с Жолдаком, Богомазовым?
– Я очень уважаю Жолдака, потому что понимаю: он единственный, кто показывает действительно театр европейского уровня. Хотя я не совсем поддерживаю его жестко-авторитарный метод работы. У Богомазова работает команда. Это больше дизайнерский театр. Мне он не совсем близок. Я удивляюсь, что на Украине нет жесткой социальной драмы, того что есть в России. Хоть я не большой ее поклонник. На последнем конкурсе «Коронации слова» я был в жюри и понял, что  как режиссер представленные на конкурс пьесы ставить не буду. У нас нет молодой режиссуры. Нет площадок, где вчерашние студенты могли бы реализовать свои идеи. Одна-две фамилии. В контексте страны — это ничто. Произошла своеобразная окупация театров, прорваться в которые молодым очень тяжело. Митницкий как-то совершил подвиг и выпустил целую плеяду молодых — Богомазов, Лисовец, Лазорко, которого мы, к сожалению, для театра потеряли. Ведь на самом деле очень редко бывает, чтобы ученик превзошел своего учителя. Например, Резникович и Товстоногов.

 

Источник: Газета "ДЕЛО" / / Ильина ГЕНСИЦКАЯ

 

Ильина Генсицкая, 03.10.2006

i