Демоны власти

( еженедельник "Деловая неделя", Наталья Шевченко, 16.09.2004 )

 

Демоны власти

( еженедельник "Деловая неделя", Наталья Шевченко, 16.09.2004 )


 

Демоны власти

 Спектакль «Пролог к «Макбету» предлагает найти тирана внутри себя

 Премьера «Пролог к «Макбету» открывает 10-й юбилейный сезон Центра современного искусства «ДАХ». По сценической живописности новый спектакль Владислава Троицкого сравним с кадрами кино-живописи Сергея Параджанова. Буйство ярких красок, красота мизансцен и костюмов, аутентичное музыкальное сопровождение. Именно в такой «праздничной» интерпретации представлена история кровавой смены власти.

   Все трагедии Шекспира изобилуют горами трупов. Но даже в их ряду «Макбет» занимает особое место. Пространство этой пьесы предельно демонизировано – жажда власти раскрывается в ней не иначе как одержимость. И, наверное, не случайно именно «Макбет» стал первой пьесой Шекспира, поставленной на украинской сцене. Ровно 80 лет назад этот спектакль был осуществлен первопроходцем современного украинского театра Лесем Курбасом. Но если Курбас постановку «Макбета» решил в жанре злободневного политического театра, то «даховская» интерпретация 2004 года настаивает на том, что разобраться в сути неизбывной жажды власти человека над человеком можно только с мистериальной дистанции. Создатели спектакля сознательно отстраняются от политических аллюзий. Но забыть о связи происходящего на сцене с действительностью невозможно. Это Шекспир.

   Все пространство сцены укрыто домоткаными коврами. Коврами обрамлена черная ткань задника, расписанная ликами ангелов (художник Игорь Лещенко). Действо происходит среди магических узоров народных ковров и перед своеобразным алтарем, где иконостасом служит подиум, на котором восседают музыканты (фольк-группа «ДахаБраха»).

   Украинские народные думы и лирические песни в ритмах индийских барабанов-табла сопровождают безмолвный танец актеров, своим замысловатым одеянием и чинной пластикой напоминающих кукол. Слов Шекспира в «Прологе к «Макбету» нет вообще. Макбетовская трагедия присутствует только в виде либретто. Будет ли она полноценным «историческим спектаклем» или останется только предостережением – вот в чем вопрос, как говорил другой персонаж Шекспира. А окажется ли это художественное предостережение прологом к социально-политическому сценарию в жанре «реалити», покажет ближайшее будущее.

 Наталья Шевченко

Наталья Шевченко, 16.09.2004

Наталья Шевченко, 16.09.2004

i