Гоголевская мистика уложила молодых в гроб

( газета "Дело", Ильина Генсицкая, 13.04.2006 )

 

Гоголевская мистика уложила молодых в гроб

 

   Сегодня в «ДАХе» премьера спектакля «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. Любовь к ритуальному театру заставила режиссера Владислава Троицкого выбросить хрестоматийный побег жениха Подколесина в окно и уложить молодых в гроб.

 

«Шаре» конец

   Как рассказал «Делу» руководитель и гуру театра Владислав Троицкий, в выборе пьес он полагается только на свой вкус. Это не удивительно. Поскольку именно на финансовые вливания худрука театр и существует сегодня. Аура андеграундности в сочетании с традиционным театром привлекает сюда молодежь. Бесплатный вход – и молодежь, пенсионеров. Правда, скоро «шаровые» посещения театра будут прекращены, поскольку актеры-студенты, составляющие основную часть труппы, заканчивают  институт. Это значит, что им необходимо будет платить зарплату.

 

Мистификации в фойе

   Страсть Владислава Троицкого к различного рода мистификациям заметна еще в фойе театра. Хоть здесь, как и в других театрах, на стенах развешены традиционные фотографии актеров и сцен из спектаклей, но вдруг – на голову сядет попугай. А на потолке замерла в падении пара-тройка стульев. Кроме того, в «ДАХе» все обязательно снимают обувь.

 

Действие первое: гомерический хохот над Подколесиным

   Стремление к счастью, пускай и призрачному, - главная тема пьесы. Трусливость главного героя, боязнь изменений в жизни и побег через окно в последней сцене пьесы – стали нарицательными. Как и во всяком другом произведении Гоголя, в «Женитьбе» все образы – типажи. Здесь есть что поиграть актерам. Тем более, студентам Театрального.

   Жаждущего семейного счастья главного героя пьесы обычно изображают тюфяком. А между тем, сомневающийся в возможности семейного уюта Подколесин – образ драматический.

   У Дмитрия Ярошенко, исполнителя главной роли, Подколесин своим жизненным темпо-ритмом напоминает гончаровского Обломова. С той лишь разницей, что актер ищет для своего героя в этом темпо-ритме комедийные моменты. Не то подсмотренные в жизни, не то выдуманные детали он подробно воспроизводит на маленькой сцене театра. Гомерический хохот в зале говорит об узнаваемости персонажа.

 

Действие второе: эротичная Агафья Тихоновна

   Два первых действия полны бытовыми подробностями. В первом, происходящем в доме холостяка Подколесина, создается ощущение запустения: табак на столе, крошки и скорлупа на столе, нечищеные сапоги. Его хозяину явно не хватает жены.

   Второе действие происходит в доме купчихи Агафьи Тихоновны (Александра Олейник). Ее жилище похоже на сахарный домик – все в нем сладко и красиво. Пышущая здоровьем невеста жаждет перемен в своей жизни. И все в ее облике кричит об этом: и щечки «кровь с молоком», и игривый взгляд, и эротично поедаемый пирог с маком.

   Тетушка же главной героини, Арина Пантелеймоновна (Виктория литвиненко), во всем противоположна хозяйке дома – и внешне, и по внутреннему состоянию. У нее явно есть какая-то своя, мало кому известная история. Стройная, с цепкими глазами Виктория Литвиненко так и ловит взглядом в свои сети окружающих.

 

Действие третье: колдующая невеста

   Гоголь и мистика, как известно, ходят рядом. Не удержался от мистических моментов и режиссер спектакля Владислав Троицкий. Его любимым коньком является ритуальный театр. В этой стилистике им поставлен уже не один спектакль. В «Женитьбе» он также не смог отказаться от подобных «штучек», и все третье действие поставил в любимом ключе.

   В темном пространстве, уставленном свечами, Агафья Тихоновна колдует над тазом с водой. Смешивая в медной емкости ручки, ножки и головы кукол-женихов, она произносит свой магический монолог: «Если бы губы одного, да руки другого…» Оторопь берет от такого колдовского ритуала.

   А вот побега Подколесина в окно так и не происходит. Молодые, взявшись за руки, добровольно ложатся в гроб. То ли ожидаемые перемены состояния состоялись, то ли ушди они в иную реальность. Ведь смерть у многих народов означает перерождение. Возможно, что и для Владислава Троицкого смерть представляет собой лишь своеобразный ритуал перехода от одного этапа существования к иному.

   Противоречивые законы

Бытует мнение, что судить художника нужно по законам, созданным им. Что же делать, если эти законы противоречат один другому? Ведь, по сути, в одном спектакле зрители  смогут увидеть и традиционную стилистику со всеми бытовыми подробностями, и театр ритуала, так любимый Троицким. скачать книги бесплатно

 

Ильина Генсицкая

Газета «День» 13 апреля 2006 г.

Ильина Генсицкая, 13.04.2006

Назад
Перехiд