«Поди ты спроси иной раз человека, из чего он что-нибудь делает!»
«Женитьба» - обозначенная самим Н.В.Гоголем как «совершенно невероятное событие» - путаница житейских нелепиц и неурядиц, мешанина неповторимых человеческих судеб, завязанных в фантасмагорической по своей комедийности ситуации, когда «всем чиновникам пришла блажь жениться» - светлое и горькое повествование о нашей жизни, в которой боль и смех сплетены воедино, а судьбу порой решает совершенная и бессмысленная, на первый взгляд, случайность, естественней которой, впрочем, ничего и быть не может. Что движет нами, когда мы принимаем те или иные решения? Не скрывается ли улыбка запредельного и, то едва уловимый шепот, то разящий со всей силой рока, подобно странному аккорду в тихой неподвижности мрака, голос непознанного за кажущейся обыденностью и скукой нашего бытия?
И где та грань, за которой становится нам различимой и понятной та речь, таинственная и легкая, как внезапное колыхание пламени свечи и ироничная и игривая как узор зыби, небрежно сотканный дуновением ветра на поверхности безмятежно застывшей воды?
Слова гоголевской пьесы в постановке В. Троицкого «ЦСМ Дах» – на русском языке в первых двух актах и на украинском в третьем – не терпят после себя ни знаков препинания, ни четко обозначенной определенности. Они словно оставляют открытой дверь в мир невозможного, где и пребывают во время спектакля актеры и зрители.
Это близкое соседство привычного с необъяснимым, физической реальности с инфернальностью, привычности и размеренности плавного течения жизни со всемогуществом вечной загадки, правящей ею, становится очевидным в спектакле благодаря неожиданному и оригинальному контрасту стилей реалистического, психологического театра в первых двух актах и совершенно завораживающего мистериального символистического действа в третьем.