Оновлена «МАЙЖЕ ВИСТАВА, МАЙЖЕ ЗА ПІРАНДЕЛЛО, АБО ТАНЕЦЬ СМЕРТІ - РЕАНІМАЦІЯ».
Спустя ввосемь лет после первого показа постановки "Почти спектакль, почти по Пиранделло, или Танец смерти - реанимация" режиссер Владисла Троицкий решил вернуться к текстам итальянского модерниста. Чтобы доказать себе и публике: дважды в одну реку не войти.
Экспрессивная драма "Пиранделло... Феллини" скроена по принципу музыкального произведения без жесткой канвы. Перечитав пьесы, романы, новеллы классика, каждый актер создает собственный характер, который легко почувствовать в ритуальных по своей природе картинах.
Время действия - довоенная Италия, еще не тронутая современной цивилизацией. Образ существования - общинный, где быт неотделим от искусства. Спектакль начинается с празднования дня рождения 99-летней бабушки, а заканчивается её похоронами - и это примечательно хотя бы потому, что труппа "Даха" состоит практически из одной молодежи.
Ежедневные ритуалы - уборка, приготовление пищи, поход в храм. Но сквозь их рутинность просвечивает эротизм, парящий в воздухе на протяжении всего спектакля. В чем ещё могут исповедоваться женщины, если не в "неуставных" любовных историях? И на кого поглядывать мужчинам во время церковной службы, если нен а прекрасных дам, якобы погруженных в молитвы?
Каждая из восьми небольших сцен - наглядный пример абсурдности жизни, в которой ничто не является тем, чем называется. Сельский священник утешает паству безземельных крестьян правом на могилу. Уставленное винными бутылками кладбище трансформируется в самое мистическое из возможных мест, а развешанный рядами для сушки кружевной тюль превращается в потусторонний лабиринт, по которому вместе с людьми бродят их множащиеся тени.
В том и состоит поэзия обыденности, что свадьба легко "монтируется" с похоронами, подчеркивая прямую линию "рождение - смерть". Театр всегда будет связан с ритуалами, "зацепить" суть которых умели великие итальянцы (наряду с цитатами из Пиранделло в спектакле есть и отсылки к фильмам Феллини). И это же, совершенно определенно, удалось и "Даху".